Навигация

Маэстро спустя два года или новая встреча с пианистом Александром Яковлевым.

Наша первая встреча с молодым пианистом из Ростова-на-Дону случилась в ноябре 2010 года. Именно случилась, потому что музыкант почти не бывал в России из-за плотного графика работы за рубежом. Но всё же согласился принять приглашение «Пятого сезона» и выбрал пару дней, чтобы посетить наш город.

Это была счастливая встреча. И мы помним всё. И прекрасное исполнение, и доверительный тон беседы со слушателями, и рассказ ведущей концерты – Людмилы Савватеевой о фантастической целеустремлённости музыканта, наметившего свой профессиональный выбор в возрасте четырёх лет. И бабушку с дедушкой, благодаря которым у мальчика появилось пианино. Благодаря чему мир вместе с нами слушает сегодня этого удивительного виртуоза, пальцы которого извлекают из клавиатуры все краски души.

Наша новая встреча, в декабре 2012. Теперь уже по воле самого Александра, пожелавшего снова играть для нас. Как изменился он за это время внешне («Да, мне уже 31 год»), но и внутренне! Та же цельность в служении высокому искусству музыки, но глубже и сильнее темперамент, ярче, контрастнее и богаче краски. Та же строгость к себе, но вместе с тем, юмор и свобода выражения («Я теперь в концертном зале и на сцене чувствую себя, как в своей комнате»).

Эти короткие цитаты из беседы с маэстро, обладателем теперь уже 55 побед в международных конкурсах – следствие того, что проходила она сразу после второго, из двух сыгранных в один день, концерта. Первый был в Новороссийске днём, а второй - вечером у нас в Анапе.

И как бы ни была отдохновением души программа, составленная из музыкальных миниатюр, отдыхали-то мы, а не артист… О том, что по одну сторону рампы - радость и счастье слушателей, а по другую – работа исполнителя до седьмого невидимого, а порой и видимого (помните, как Александр отирал лоб, раскланиваясь нам?) пота, мы не могли не догадаться. Потому я опустила все заготовленные вопросы и остался только один – какие перемены произошли в его творческой жизни за два прошедших года? Ответ получился развёрнутым. И в нём – ответы, в том числе, и на незаданные вопросы.

Вот содержание этой короткой беседы, в завершение которой я снова благодарила Александра Яковлева от имени всех присутствовавших на концерте и выразила надежду на новые с ним встречи в нашем концертном зале, о котором он отозвался очень одобрительно.

О переменах в его творчестве. Они произошли и происходят каждый день. Поскольку много приглашают, много ездит. Принял участие в Мировом конкурсе пианистического мастерства в США. Это крупнейший конкурс. Стал его лауреатом. Когда после конкурса прослушал игру других участников, понял, что у него были очень сильные соперники. Теперь в марте 2013 года у Александра Яковлева концерт в Карнеги – холле в Нью-Йорке. К залам, подобным Карнеги- холлу или залу в испанской Сарогоссе, где играл недавно, отношение трепетное: «Неужели я сюда пришёл? На этой сцене хотя бы постоять…».

О переменах вообще. Любой настоящий музыкант должен чувствовать перемены. То есть время. Это вопрос очень сложный. Музыкант Александр Яковлев думает, что сегодня всё происходит так, как должно быть. Вначале он думал, что мир катится к хаосу, что и у нас в стране происходит Бог знает что. А потом понял, что этот путь нужно пройти. Он видит это, как некое чистилище, через которое нужно пройти. Но каждый раз, когда после концерта он видит в зале 5-6 счастливых людей…

Тут я не могла не возразить. Ведь в нашем зале на концертах счастливых людей наберётся гораздо больше! Тогда музыкант отметил нашу публику особо. «Очень тихо сидят. Не отрывая глаз, я бы даже сказал, не отрывая ушей. Кашляют – это открываются чакры души (Улыбаясь)».А дальше последовал панегирик Анапе. «Это оазис. Здесь просто оазис. Он притягивает людей. За два дня я забыл обо всех своих проблемах. Мы видели горы. И море. Можно всё забыть. Но завтра мы поедем домой. Нужно готовиться к концертам. К музыкальному фестивалю, который будет проходить в Ростове».

Возвращаясь с концерта Александра Яковлева, я вспоминала его рассказ со сцены о том, как на вопрос американца к Рахманинову – о чём его музыка, наш великий композитор ответил: «О том, когда нечего есть». В этом ответе, думается мне, не следствие бытовых проблем композитора-эмигранта. Мир достаточно хорошо знал его и ценил. Суть ответа в том, что в России искусство всегда – хлеб, а не просто удовольствие. И тем более, не развлечение. Сегодня тоже. Не смотря ни на какие перемены. И в том, что мы в Анапе не роскошествуем в выборе высокого искусства, а всегда живём в ожидании его, есть особая радость. А в том, что оно к нам приходит - закономерность.

10 декабря 2012 года.


Автор: Искусствовед Анна Мороз, специально для газеты "Твой Успех"
Твой Успех №51 13 декабря 2012

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования