Навигация

Об искусстве – человеческим языком

Анапа по завету, данному нашему городу его древнейшей и богатейшей историей, просто обязана стать центром культуры российского черноморского побережья. Получить такой имидж нелегко. Но изменения, происходящие с нашим любимым курортным местечком в последнее десятилетие его жизни, тому порукой.

Мы уверенно движемся от индустрии развлечений на фоне райской природы, что само по себе прекрасно и также предполагает огромный потенциал к развитию и подъёму качества, к обществу, которое не просто обслуживает бесконечно сменяющийся поток отдыхаю

К нам едут уже и специально к сентябрю, например, когда открывается «Киношок». Но к нам едут и для того, чтобы навсегда здесь остаться. Это, как правило, активные люди щих, но живёт богатой, полноценной жизнью. с серьёзными запросами к себе и своей жизни. Её качество они оценивают не только количеством солнечных дней в году, что само по себе невозможно переоценить. Им нужна культура. Нужна круглый год. Чтобы жить и работать полноценно. Воспитывать своих детей без зависти к жизни в больших городах. С возможностями широкого выбора будущего. С кругозором, способным вместить всё величие этого места.

Мы гордимся своей Горгиппией. Наши краеведы делают большую работу, открывая иные, не менее богатые, чем античность, страницы нашей истории. Нам нужно строить жизнь так, чтобы и чтобы современная Анапа могла представить интерес для потомков. Чтобы в будущем остался след наших сегодняшних дней.

Для этого немало делают наши литераторы, наши поэты. У нас прочно и надолго, будем надеяться, что навсегда, поселилась высокая музыка. К нам едут и снова охотно возвращаются музыканты мирового уровня. Но у нас пока есть почти неразвитые сферы культуры. Художественная галерея, к примеру, только одна. И та – частная инициатива. В городе, куда приезжают за сезон миллионы отдыхающих. Разве не естественно было бы, чтобы художники всей России стремились популяризировать своё творчество в Анапе, куда вся Россия и съезжается? Нельзя же, право, всерьёз говорить о выставочном пространстве Детской художественной школы. Энтузиазмом её работников там устраиваются периодически выставки. Но посетить их можно только во время учебных часов. В часы и дни, когда те же активные люди хотели бы встретиться с искусством, когда они для этого свободны, школа и зал-класс закрыты. Да и не формат эти выставки для серьёзной жизни искусства.

У нас должно стать не меньше десятка площадок для демонстрации искусства и общения художников всех мастей. Тогда не будет мучительно стыдно от шокирующих порой встреч с откровенным вызолоченным китчем в общественных местах и учреждениях Анапы. Живая жизнь художников сама вытеснит это безобразие на подобающее ему место. Тогда мы, как новороссийцы, например, или геленджичане, сможем освоить свои пространства не только растущими как грибы магазинами и гостиницами, но украсим наш любимый город достойной скульптурой и живописью, пространственными объектами. И не только торжественными памятниками, но свидетельствами наличия у нас фантазии, высокого взыскательного вкуса. Мы сможем противостоять безвкусице и провинциальному её нахальству. И молодым творцам не захочется уезжать отсюда в столицы, где и без того тесно. Но наоборот, оценив потенциал своих возможностей дома, они с радостью отдадут малой родине свой талант и умение.

Это всё возможно. Но нужно понимание. Пока в атмосфере Анапы этого не чувствуется.

Малый выставочный зальчик на антресолях галереи «Белый квадрат» – единственное место, где могут встретиться и общаться люди искусства. От выставки к выставке там присутствует довольно узкий круг заинтересованных в искусстве людей иных занятий. Этот ручеёк общения продолжается где-то в приватных встречах, но может и уходить в песок. Тогда жалко труда, положенного на устройство этих праздников прекрасного. Что это труд нелёгкий, знают немногие. Ведь внешне кажется, что это просто и легко.

Мне могут возразить. Мол занятие искусством – вещь элитарная. Толпой к нему не ходят. Осмелюсь возразить. Ходят! При всех сложностях сегодняшней жизни очереди на выставки в музеях столиц заворачиваются кольцами вокруг зданий. А если бы дешевле было долететь, то и провинция пристроилась бы в этот хвост. Летали же туда-обратно в один день раньше. Когда это было доступно. В больших городах сосуществуют множество галерей с различной направленностью выбора, с разными художниками, художественными вкусами и предпочтениями.

Наша жизнь нелегка, но меняется иногда к лучшему. Вот уже коллекцию произведений искусства московского художника-нонконформиста Билютина и искусствоведа Молевой купил Абрамович. Очень богатая коллекция. Там даже ранний Микеланджело присутствует. Это вам не Челси. Ведь выставочная площадка под названием (по месту) Гараж, принадлежащая пассии Романа – Дарье Жуковой, находится не в Лондоне, а в Москве, в России. Может, и коллекция останется здесь.

Нам же в Анапе нужно терпеливо взращивать мицелий для полноценной жизни искусства и художников.

Желая приложить к этому усилия, я, анапчанка и искусствовед, пробую начать разговор об искусстве с самых, может быть, острых, задевающих всех, его явлений и тем. Которые вызывают споры и никогда не оставляют людей равнодушными. Начну с Малевича и не дающего никому покоя уже сто лет «Чёрного квадрата».


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования