Навигация

МАЛЕВИЧ. ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ. часть 1.

«Уж сколько их упало в эту бездну…»

Марина Цветаева

«Сними меня так, чтобы вышла только я и «Квадрат» - говорит блондинка в музее, вставая перед Малевичем и позируя подруге. «Супрематичненько так» - отвечает подруга, щёлкая фотоаппаратом в ночь музеев в Эрмитаже.

Утешительное наблюдение. Чаще бывает иначе. «Чёрный квадрат» отпугивает зрителя холодом и безвоздушностью своего открытого космоса…

У поэта – о другом. О человеческом уходе, смерти в буквальном смысле. Я использую стих как метафору к жертвам не физического исчезновения, но эмоциональной гибели перед всё ещё пугающе непонятным новшеством в искусстве, изобретённым Казимиром Севериновичем Малевичем (1878-1935) в начале 20 века, давно ставшим классикой мирового искусства, но не одним из пророчеств в своём отечестве.

Массовое падение в эту бездну, начавшееся с рождением в 1914 году идеи «Черного квадрата», царственного, по определению родителя, младенца, продолжается до сих пор. Уже почти столетие. Что и нетрудно объяснить трудностью восприятия. Изжить беду не удаётся. А всё же надо бы. Ведь на дворе уже не просто новый век, а новое тысячелетье.

Чтобы понять Малевича, нужно постараться отойти от стереотипов эмоционального, чувственного восприятия искусства, в которых мы воспитаны с 18 века, как в истине последней инстанции. Это непросто. Видеть красоту в мысли, а не в отражении прекрасной природы.

Ведь даже импрессионистов (сказать по-русски – «впечатлистов» (т.к. писали не природу, а своё впечатление от неё), любимых сегодня всеми, продвинутые в тесном контакте с искусством соотечественники-французы не поняли и не приняли сразу. А ведь эти художники были прямыми продолжателями традиции в живописном реализме, лишь двинувшими его вперёд почти до упора (впереди только фотореализм, придуманный уже не французами).

Что уж говорить о такой революции в искусстве, как пресловутый абстракционизм, которым ленивые в своём сознании взрослые до сих пор пугают детей!

А он-то, АБСТРАКЦИОНИЗМ, только и означает ОТСТРАНЁННОСТЬ, т.е. вИдение, стремящееся от частного к общему, попытка подняться над субъективным к объективному. Всего лишь усилие вырваться из-под действия закона притяжения Земли и свободно воспарить в Космосе. Беспредметное искусство оказывается так высоко над миром земным, что не просто мелочей уже не видно. В бесконечности пространства, втиснутого в систему земных картинных координат, побеждают законы свободолюбивой Вселенной. Там побеждает невесомость.

Вот почему малевичев «Квадрат» можно экспонировать, перевернув вниз головой и вообще произвольно. В нём не заложены энергии земных силовых взаимодействий, диктующие художнику то или иное, но строгое, земное же построение композиции. Композиция «Квадрата» – это абсолют. Идею нельзя втиснуть ни в какие рамки земных закономерностей. Она универсальна. Так умели смотреть на квадрат древние китайские даосы. Но их мы сегодня не тронем, дабы не попасть в число претендентов упасть в бездну. Скажем только, что произведение Малевича и не соответствует строго геометрии квадрата. Его грани не совсем выверены линейкой с угольником и не равны друг другу. Художник никогда не подходит к холсту с мерной лентой. А Малевич прежде всего – художник. Хотя больше – философ.

(Продолжение в следующем номере «Твоего Успеха»)


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования