Навигация

САЛЬВАДОР ДАЛИ. часть 1.

Публикация о Чёрном квадрате Малевича – первая в цикле – была тяжела для читателей. А краткость – сестра таланта. И «море было большое» - отныне мой девиз.

Малевича не любят и боятся за абстрактную всеобъемлющую пустоту. Дали любят и опасаются за присутствие в его картинах сверхреальности. По-французски это называется сюрреализмом. Т. е. сверхреализмом. Когда изображается нереальное. Например, сны. В работе подсознания чего только не происходит. «Чистый психический автоматизм». Так провозглашено в манифесте сюрреализма, возникшего в 20-х годах XX века во Франции. Сначала у литераторов. А затем и у художников. Самым ярким сюрреалистом в историю вошёл испанец Сальвадор Дали, изгнанный из объединения за отступление от иррациональности в сторону рационального. Этот парадокс лежит в основе драматургии творческой судьбы Дали. Разыгрывая из себя всю жизнь человека неадекватного, он позволял себе многое, а в интервью упорно повторял, что правда о его сумасшествии состоит в том, что он – не сумасшедший. И это была чистая правда.

Дали ничего не изобретал. Он является наследником иррационального мышления Иеронима Босха, нидерландского живописца XV века, вывезенного испанцами и хранящегося в мадридском музее Прадо, где прошла юность Дали. Но он не подражатель. В своей сюрреалистической картине «Предчувствие гражданской войны» он не изображает отстранённо, как Босх, инфернальный мир, населённый химерами. А наоборот, более чем осязаемо выражает ужасы войны через человеческое ощущение. Изображает её жестокость и человеческое страдание на физиологическом уровне. Показывает буквально деградацию человечества. Не случайно другое говорящее название картины - «Осенний каннибализм». Она создана в 1937 году.

Успех Дали, реализовавшего свой детский план стать самым великим и самым богатым художником XX века, стал возможен благодаря присутствию рядом с ним гениальной русской женщины, ставшей для него всем, Елены Дьяконовой. Она – его единственная возлюбленная, арт-менеджер, продюсер и режиссёр их спектакля двух актёров, длившегося до смерти обоих. Вместе с Гала, как называл Сальвадор жену, они спаслись от фашизма и бедности в Америке, где Дали развернулся как художник-дизайнер, театральный художник, иллюстратор книг. Оставаясь живописцем и графиком прежде всего, Дали совершенствовал свой стиль, доведя его до ювелирного универсализма. В самом же стиле спаяны достижения европейской живописи всех предшествующих веков, а особенно – испанского золотого XVII века. Сурбарана, Риберы, Веласкеса. В образах позднего Дали, связанных с католической христианской тематикой (только так мог вернуться на родину прежний богохульник), соединение совершенной формы и пространства достигли апогея. Его мадонна в облике Галарины, покоящаяся на небесном престоле в невесомости, совершенна в своей простоте и законченности. Христос, как бы плывущий с учениками в прозрачном двенадцатигранном ковчеге или распятый на кресте в немыслимом ракурсе, прекрасен классической красотой, как Давид Микеланджело. Святой Яков де Компостелла – хранитель Испании, возносящийся ввысь на коне сквозь кружевной готический свод храма – предел совершенства композиции. Дали – обыкновенный неоклассицист в живописи, но гений, творивший с учётом всех научных открытий современности, а также образец для подражания как великий труженик. Остальное – миф, придуманный и написанный им самим.

8 марта 2013 года


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования