Навигация

САЛЬВАДОР ДАЛИ. часть 2.

За спиной гения всегда стоит гениальная женщина.

В разговоре о Сальвадоре Дали (читайте прошлый номер «Твоего Успеха») я не могла не упомянуть о его Музе - Великой Галарине - Елене Дмитриевне Дьяконовой. Обожествленной им и воспетой виртуозной кистью гениального режиссёра жизни и творчества. Единственной возлюбленной художника, в которой он нашёл для себя и утраченное материнское тепло, и все радости жизни. В одном из последних интервью он признавался, что без Гала он не стал бы тем, чем стал.

Принарядившиеся ли по весне распустившимися бутонами абрикос, алыча и миндаль навеяли, а может прошедший и радостно отмеченный анапчанами 8 Марта повлиял, - очень хочется говорить о гениальных матерях и жёнах гениальных анапских художников. Увы, в силу моей неосведомлённости в этом вопросе смею лишь предположить, что за какими-то окнами они живут. И рано или поздно мы о них узнаем.

Зато мир давно знает удивительную женщину, вобравшую в свою жизнь и судьбу мужество матери, жены, политика и гений поэта, художника. Конечно, это гордость Анапы – Елизавета Юрьевна Пиленко, Кузьмина-Караваева, Мать Мария. Ставшая сама творцом и вдохновлявшая образом своим на творчество других художников.

А вы никогда не задумывались, почему женщины нашего Отечества так часто оказывались ангелами-хранителями гениев-творцов всего мира? Что это за феномен начала ХХ века? Нельзя же считать случайностью, что женою, родившей испанцу Пабло Пикассо первенца, была балерина Ольга Хохлова. Дочь полковника русской армии. А опорой французскому художнику Фернану Леже – белорусская девушка, пешком пришедшая в Париж, чтобы стать художником. Надя Ходасевич-Леже стала художником-монументалистом и создала музей своего мужа после его смерти.

Мексиканец Диего Ривера, когда не был ещё всемирно известен, чувствовал надёжное плечо Марии Стебельской, прозванной Максимом Горьким «Маревной». Лишь возвращение на родину и темперамент ученицы-соотечественницы Фриды Калло заставил его забыть оставленных в Париже жену-художницу и дочь Марику.

Красота и деловитость личного секретаря Анри Матисса – Лидии Делекторской сделали её в глазах мастера не только лучшей натурщицей, но самым близким человеком. Работы Матисса, подаренные ей при жизни, Делекторская передала в дар отечественному музею в Москве.

Я вспомнила только женщин – спутниц художников. Но были ещё Майя Роллан и Анна Ахматова, вдохновлявшая поэта Николая Гумилёва и сама поэт от Бога. Была Надежда Мандельштам, хранительница Осипа Мандельштама. Была Пра – Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина. Создательница во всех смыслах многосторонней личности, поэта и художника, общественного деятеля и провидца судеб России Максимилиана Волошина.

Были, наконец, женщины-меценаты. Без которых мы недосчитались бы многих явлений культуры. Но о них – в другой раз.

13 марта 2013 года


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования