Навигация

АНТОНИО ГАУДИ

Несколько слов об архитектуре. Потому что она – мать всех искусств. А хороший архитектор – это всегда универсальный художник. Что уж говорить о гениях!

На профессиональном сленге современных архитекторов «делать гауди» означает творить что-то неожиданное, невероятное, единственное в своём роде. При всём том, что архитектура – материальное искусство. Её неудавшийся опыт не засунешь за шкаф от глаз подальше.

Антонио Гауди-и-Корнет. Каталонский архитектор, родившийся в середине позапрошлого века и погибший под первым электрическим трамваем, пущенным по Барселоне в 20-х годах прошлого. Мастер эклектики и вместе с тем источник всякого новаторства для современной нам архитектуры. Строивший без чертежей и подъёмного крана. Только макеты. И те вниз головой! Предпочитавший кривую линию строгой геометрии. Вследствие чего рождались не просто здания, а живые создания. Сегодня они – слава Барселоны и главный её туристический объект, так же как Гауди – главный бренд столицы Каталонии.

Сегодня Антонио Гауди широко известен всем. Изданы шикарные цветные альбомы на всех языках. Но несколькими десятилетиями ранее о нём мало что было известно миру. Наша страна не была исключением. Только маленькая чёрно-белая фотография в десятитомной истории архитектуры.

Мастер начинался как реставратор и декоратор. Выполнял заказы в области городского дизайна. Работал над частными особняками как архитектор и мастер интерьера. Никогда не имел семьи. Был правоверным католиком. 40 лет строил и оставил после себя недостроенным храм Святого Семейства, над завершением которого работают современные инженеры и архитекторы. Но замысел столь грандиозен и глубок, что окончание работы пока не просматривается. Может, автором так и задумано? А собор Саграда Фамилиа – современная Вавилонская башня?

Рабочий кабинет Гауди находился в крипте (подземное помещение под собором). В пожаре войны сгорели авторская мебель и все бумаги Гауди. Остались лишь рисунки и проекты, отосланные ранее на международную выставку в Германию. И остались легенды. Благодаря этим скудным источникам мы знаем, что мастер живописных и скульптурных строений, мечтая о звучащей архитектуре, хотел построить колокольню для ветра в ущелье гор. А пробой пера были поющие окна в соборе. Что при этом, строя дом для гастролирующей пианистки, он не предусмотрел дверного проёма, сквозь который возможно было бы пронести рояль. А в ответ на обескураженное замечание хозяйки пожал плечами и сказал: «Играйте на скрипке». Что в другом случае он сохранил сосну, переработав проект лестницы. «Я могу сделать лестницу за три недели, но мне понадобилось бы 20 лет, чтобы вырастить такую сосну».

Это курьёзы, так или иначе характеризующие личность художника. К ним можно добавить ещё, что Гауди вполне разорил, многократно превысив сметы на строительство, своего мецената – дона Гуэля. Но кто знал бы это имя сегодня, если бы не парк Гуэль? Всего лишь ландшафтная часть проекта, в котором, как в Городе солнца Кампанеллы, должны были вырасти прекрасные строения для прекрасных людей. И где по карнизу плоской кровли паркового павильона – Зала ста колонн – вьётся змейкой бесконечная скамья с надписями, выполненными в цветной керамике: «О, летняя тень!» или «Солнце, солнышко, приходи посмотреть на меня».

20 марта 2013 года


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования