Навигация

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ – гений чистой живописи

Обозревая звёздный небосклон начала 20-го века (увы, 21-й такого всплеска гениальности в искусстве не демонстрирует), с радостью обнаруживаем: наши российские гении не только не отстают от мира, но часто – впереди.

Василий Кандинский – основатель экспрессивного абстракционизма. Это когда живопись живёт сама по себе, только цветом. Без литературного содержания и предметного изображения, но не лишена эмоций. Чистая цвЕтная живопись не может быть без настроения. А без рассказа о чём-нибудь может. Художник понял это, увидев однажды собственный холст перевёрнутым. Как в первый раз. Цветовые пятна заиграли по-новому. Это было озарением.

В детстве он занимался музыкой и получил в подарок ящик с красками. Потому цвет стал для него, по его собственным словам, звуком, глаз – молотком, а душа – роялем. А гулкие и упругие удары кисти по холсту он уподоблял ритму ударов по барабану, с которым совершали ритуальные пляски его предки – сибирские шаманы. По другой линии художник происходил от прибалтийских немцев и свободно говорил по-немецки.

В искусство Кандинский пришёл поздно. Уже окончив в России университет и обретя статус учёного-юриста, профессорскую должность и полный, как теперь говорят, соцпакет. Всё это было оставлено на рубеже веков ради занятий живописью, и они начались с нуля в Германии.

Сначала была получена профессиональная школа (у Малевича её почти не было, тем смелее он ринулся в бездну). Затем Кандинский, увлечённый импрессионизмом, стал писать свои «импрессии» - впечатления. Добавив в них живописной фантазии, стал сочинять «импровизации». А позже – отвлечённые «композиции», подчёркивая их безотносительность к какому-нибудь сюжету нумерацией. На эту живописную эволюцию Кандинского от реализма к абстракции ушло первое десятилетие 20-го века. Первую абстрактную акварель Кандинский написал в 1910 году. Самой известной его картиной принято считать «Композицию №7».

Художник написал автобиографическую книгу «Ступени», писал стихи и теоретические статьи по искусству, востребованные художниками до сих пор. Только появились они на родине художника лишь в конце 20 века, будучи изданными своевременно в Германии. Потому что нет пророка в своём отечестве. Вернувшись в Россию, Кандинский создавал для неё Институт и Музей живописной культуры. Лишь тяготы гражданской войны помешали этому проекту сбыться. И Кандинский снова отправился в Европу полпредом советского искусства. Но на родину он уже не вернулся. Творческий поиск продолжился снова в Германии.

Живопись стала плоской. А живописные открытия переплавлялись в практическую плоскость. Кандинский преподавал во всемирно известной школе архитектуры и дизайна Баухаус до её закрытия нацистами. Строгая и рациональная эстетика Баухауза жива и сегодня. Она питает идеями демократичную шведскую компанию ИКЕА. Конструктивная простота фасадов, интерьеров, удобная мебель сегодняшнего дня - всё оттуда, из начала 20 века. Всё современно и нравится многим из нас спустя столетие. Вслед за Кандинским, устраивая своё гнёздышко, мы красим стены в разные контрастные цвета и можем позволить себе, вопреки традиции, даже белый пол и чёрный потолок. Кажется, это уже никого не удивляет.

Кандинский же, предложивший миру всю эту новизну, с приходом к власти нацистов снова вынужденно эмигрировал. Уже во Францию. Где и умер как раз тогда, когда Париж освободили от фашистской оккупации.

Имена этих художников часто стоят рядом. Кандинский и Малевич сломали стереотип богемного художника, сложившийся в 19-ом веке. Оба – труженики, которым не чуждо ремесло. Оба предстают нам с фотодокументов строгими учёными. Учёными художниками, философами. И вместе с тем – поэтами, даже романтиками. Такими сделала их эпоха великих свершений и потрясений.

27 март 2013 года


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования