Навигация

Этот скандальный Пабло Пикассо

Пикассо - не Пикассо!

(потому что испанец, а не француз!)

А чтоб тебя нарисовал Пикассо! Глаз во рту, ухо на затылке! (Французская поговорка 20 века.)

Ох уж этот скандальный Пабло Пикассо! Блестяще обученный смолоду, виртуозный рисовальщик и живописец, увлечённый красотой античной классики. Никогда не писавший теоретических трактатов. Весело потешавшийся над жизнью и смертельно боявшийся костлявой с косой. Ради того, чтобы обмануть её, он постоянно менял жизненные ситуации и маски. Даже в творчестве был подчёркнуто разным. Когда придумал рисовать светом фонарика в пространстве тёмного сарая, был особенно доволен. Такую бегущую линию не догонишь! Но остались фото.

Однако за внешним фиглярством и паясничанием – честолюбивый и пытливый художник, знающий себе цену. Изобретение кубизма не пустой эксперимент, а ответ на запросы времени. Вслед за теорией относительности Эйнштейна в физике нечто подобное должно было произойти в искусстве. Потому что изображать мир по-ньютоновски, неподвижно стоя и обозревая окрестности неподвижными глазами, стало уже невозможно, просто нечестно.

Жизнь – движение и постоянное, как это ни противоречиво звучит, изменение. Ракурсов, точек зрения, настроений. Кроме того, нужно же было, наконец, перестать скользить по поверхности вещей, а показать их изнутри! Так родился аналитический кубизм начала ХХ века. С ним – разбитые, будто гипсовые, головы в портретах. Угловатые, гранёные предметы в натюрмортах. Теперь это можно назвать живописным структурализмом.

А потом пришлось собирать вдребезги разбитый мир вещей и людей (зато узнали, как он устроен!). Но в новом образном мире оказались уже не просто «склеенные» воедино вещи. Это было бы слишком просто и грубо. Нет. Родилась атмосфера, в которой, например, довольно наклеить на холст кусочек натурального древесного шпона и нарисовать рядом краской характерный вырез на деке скрипки или гитары и её колки, чтобы ассоциативный ход мысли и память подсказали нам присутствие инструмента. Законов композиции, разумеется, никто не отменяет. Но мы – сотворцы художника. А если добавить в плоскость изображения ещё и листок с нотным текстом, в нашем сознании уже зазвучит музыка. В портрете достаточно подметить и верно передать что-нибудь острохарактерное. Кроме того, с повестки не снимается проблема движения. Одного и того же человека художник видит в движении. Видит всякий раз по-разному. Сознанием отмечает в разных ракурсах главное для себя и так строит изображение. Это – синтетический кубизм. И отсюда «глаз во рту», что, конечно, несколько преувеличено.

Произведения в манере кубизма работы Пабло Пикассо и его коллеги по поискам нового в искусстве Жоржа Брака украшают сегодня крупнейшие музеи мира. Не претендуя на красоту образца XIX века, они стали событием неизбежного взросления искусства ХХ века.

В связи с интригующей скандальностью кубистической живописи вспоминается эпизод из прекрасного фильма с Олегом Далем «Приключения принца Флоризеля». Потребовался фоторобот для отлова вора в законе. Поручили работу единственному местному художнику. А он, к разочарованию полиции, нарисовал кубистический портрет. Что было делать? Но мелкие воришки, собранные на очную ставку с изображением хозяина, мелко задрожали при виде его…

А творчество Пикассо, конечно, не исчерпывается кубизмом.


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования