Навигация

ПРОГУЛКИ ПО АНАПЕ С АННОЙ МОРОЗ. часть 2. Горгиппия.

Автор рубрики, как многие приехавшие в этот город, неофит в любви к Анапе, живущий в ней недавно. Историк и искусствовед, открывающий богатства истории и географии этого удивительного места. Желающий поделиться тем, что успел узнать. Не желающий мириться с тем, что для некоторых гостей Анапа предстаёт как «вокзал-море-пляж-ресторан-вокзал». Ещё более не желающий мириться с тем, как порой небрежно обращаются с этим богатством. К сожалению, не только и не столько гости…

В общем так: из Анапы с любовью и надеждой. А если что не так – поправьте.

Горгиппия

Античный след в истории нашего города настолько глубок и значим, что перед ним покрываются пеленой иные её страницы. Ещё бы. На территории России нет такого места, где античная культура и цивилизация просуществовала бы целых восемь столетий. Вот почему мы порой «огречиваем» своё прошлое. Оно живёт даже на гербе Анапы.

Греки пришли, вернее, приплыли сюда, оценив наш берег и удобную бухту, чтобы основать здесь свою торговую колонию – полис в VI веке до н.э. Насколько мирно это прошло – ведь были же хозяева, синды и иное местное горское население, – сказать нелегко. На основании изысканий современных археологических экспедиций, конфликты были. Но, поскольку греки пришли всё же не воевать, а торговать, у них получилось. Завоевание было, но к взаимной пользе.

Избыток ремесленнической продукции на родине, а также острый недостаток в хлебе и сельхозпродукции объясняют эту греческую экспансию. И скоро взаимовыгодное сотрудничество наладилось. Поселение греков разрасталось, превращаясь в город. Мазанки с камышовыми крышами сменялись домами с каменными подвалами и кирпичными или деревянными стенами. Мостились улицы и площади, строились храмы греческим богам под черепичными крышами. Проведён водопровод.

Город окружала надёжная стена, за которой – сельхозугодья. Вокруг полей и виноградников - ещё стена. Можно жить спокойно. И жили. У греков-колонизаторов были социальные преимущества перед местными, но не настолько, чтобы нарушать внутренний мир. Шёл взаимообмен культур и цивилизаций. Греки обучали тонкостям в изготовлении керамики и приготовления вина. Местные перестали лазить по деревьям за урожаем винограда, что было трудно и опасно. Легче подчинить лозу горизонтали, как у греков. Охотно делились тонкостями коневодства, выделки шкур и украшения оружия. Развивались искусства. Проводились даже местные Олимпийские игры. Только здесь они назывались Гермесскими, поскольку бог Гермес – покровитель торговли. На подворье музея можно видеть стелу с именами победителей таких игр на протяжении непрерывных шестидесяти лет. В списках не только греческие, но и черкесские имена. Лучшее доказательство мира и стабильности.

Однако в условиях внешней опасности от кочевых народов полис оказался под патронатом укрепившегося Боспорского царства и потерял независимость. Теперь он назван Горгиппией, то ли в честь боспорского наместника Горгиппа, то ли потому, что в переводе это означает «грозный конь». Мнения историков расходятся. Даже в осмыслении текстов античных авторов, где присутствует внимание к судьбе Горгиппии в общем контексте античной истории.

Когда мы смотрим на раскоп за чугунной оградой музея «Горгиппия», мы видим лишь малую часть города, раскопанного археологами в 60-х годах прошлого века. Вся Горгиппия простиралась вдоль берега примерно от улицы Гребенской до санатория «Кубань» и выше, где был некрополь. Нам открыли и показали мощёную улицу, каменные фундаменты домов, винные погреба с резервуарами, давильни, печи. Нам не показали человеческих останков. Но история Горгиппии не всегда была мирной. Оказавшись в составе Понтийского царства, город был вынужден воевать. Потом в его судьбу снова вмешались боспорские цари, но уже под строгим контролем римлян. Войны продолжались.

Мир вернулся в Горгиппию во II веке н.э. Но не надолго. Общий кризис античного мира, упадок экономики, связанный для Горгиппии в отказе Греции приобретать у неё хлеб, т.к. египетский оказался ближе и дешевле, не замедлили сказаться. Добавилась активизация внешних завоевателей, особенно готских племён в союзе с кочевниками юга. Всё это вместе предопределило упадок и разорение города в первой половине III века. Жизнь, едва теплящаяся на его пепелище, окончательно покинула греческий город в нашествии гуннов 70-х годов IV века.

Но не таков наш райский уголок, чтобы не привлечь к себе внимание других народов. В последующие столетия сюда придут болгары и хазары, здесь останутся жить неуловимые горцы. А совсем рядом суждено возникнуть древнерусскому Тмутараканскому княжеству. Но это уж совсем другая история.


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №0 6 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования