Навигация

Хачатур Геворкян – армянский художник в Тбилиси.

Ах, политика, что ты с нами сделала?! Была страна. А теперь – отдельные государства. И порой горячо любимая родина вдруг становится заграницей. И народ не вливается в народ, обогащая жизнь друг друга своей культурой, а начинает враждовать и делиться на своих и чужих.

Жил в Тбилиси удивительный человек, Хачатур Камсарович Геворкян. Потомственный педагог, художник. Хранитель. Жил всегда в столице Грузии, от рождения до смерти. Был счастлив любовью ко всему родному. Когда его мир стал рушиться, стал не просто несчастлив. Пережил это как личную трагедию. И сделал всё, что было в силах одного талантливого и неравнодушного человека, чтобы его сохранить для потомков. Хотя бы в миниатюре. Но живым, наполненным звуками и красками, жестами и разговорами живых людей. Памятниками и памятью об ушедших. Об ушедших пространствах города, его храмах и традициях, обычаях и героях.

Ради кропотливой работы макетчика-миниатюриста была принесена в жертву живопись, к которой имел несомненный дар и великую любовь. Об этом говорят немногие холсты и рисунки, рукописные афиши выставок и школьных вечеров, посвящённых любимым художникам – Репину и Айвазовскому. Свои персональные выставки художник посвящал не собственным датам или темам, а событиям национальной культуры. Множество публикаций о творчестве художника Геворкяна бережно хранят папки семейного архива. Здесь же авторские журналистские тексты в газетах и журналах. Слово, по-армянски и по-русски, так же хорошо подчинялось художнику, как палитра и нож макетчика. Он ведь был ещё и филологом. Плохо подчинялось только сердце. Оно болело оттого, что варварски разрушались память поколений и красота. И он неустанно работал, сохраняя и восстанавливая разрушенное равнодушными или националистически настроенными людьми.

Обо всём этом можно узнать из архивных документов, вывезенных из Тбилиси в Анапу сыном художника, Кареном Хачатуровичем Геворкяном после ухода из жизни отца. Перевезя его творческое наследие, он также совершил подвиг, потому что это не только бюрократические проблемы, не только плоские холсты и бумага, папки с газетными и журнальными публикациями, а объёмные макеты. Выполненные из доступных для советского человека простых материалов, но с такой культурой и тщанием, которые способен оценить по достоинству не всякий зритель. Но удивится каждый. Спасено всё, что могло уместиться в картонные ящики, а потом в грузовик. Совсем уж большие макеты остались в музейном собрании Тбилиси.

Скажут, что здесь ценного – картон да фанера, блёклые краски и клей. Но за этими объёмными миниатюрами – живая память об исчезнувших навсегда памятниках средневековой армянской архитектуры, одной из красивейших в мире. О разрушенных зданиях старого Тбилиси, ушедшей в прошлое живой жизни города интернациональной культуры. Где так хорошо было жить простым людям и встречаться талантам. Всё делалось профессионально. Соблюдены пропорции и выдержан масштаб зданий и пространств. Тонко проработаны детали деревянной и каменной кружевной резьбы. Но самое удивительное – наполненность живыми ритмами жизни.

Вот гостиница с мемориальной доской о том, что в ней останавливался Пушкин. Её уже нет. Вот храм, где крестили сыновей художника. Он ещё стоит. А вот грузинский двор с мангалом. И дом, заглянув в занавешенное тюлем окно которого можно видеть мебель и картину, наклонно, по моде тех лет, висящую на стене. Как это было принято тогда, на ограждении балкона проветриваются ковры. Вот целая панорама тбилисских кварталов. Воспроизведённый вплоть до надписей на надгробиях уничтоженный под застройку торгового центра мемориал. А вот – застывшая театральная сцена. Воображаемая встреча Пушкина в горах с гробом Грибоедова. Кого везёте? Грибоеда! Герои Кето и Котэ из фильма, ставшего национальным хитом. Продавец керосина. Извозчик. Продавец груш.

Порой эти макеты напоминают работу театрального художника. Но никогда – сухие архитектурные макеты, где фигурки людей ставят лишь условно, для масштаба.

И прощался Тбилиси с достойным мастером, ушедшим навсегда, в фойе главного государственного театра. Ведь он был Заслуженным работником культуры Грузии, Народным мастером макетного искусства, кавалером «Ордена Чести». Но быть упокоенным в почётном некрополе на горе Мтацминда, как прочие заслуженные представители культуры Грузии, не удостоился. Критиковал грузинские власти, светские и духовные, за слишком нерачительное отношение к прошлому и культуре народов, населявших Грузию издревле.

В интернете есть документальный фильм с участием Хачатура Геворкяна. Он называется «Камни предков». Как трагически напоминает это название фильм ещё одного пасынка Грузии – Сергея Параджанова. Он назывался «Тени забытых предков» и был о древних славянах. Посмотрев «Камни предков» и послушав, что говорит на камеру Хачатур Геворкян и другие красивые люди, нам есть о чём задуматься. Ведь мы тоже, порой, что имеем – не храним. Потерявши – потом заплачем. Домашний музей семьи Геворкян – хорошая для нас наука.


Автор: Анна Мороз
Твой Успех №25 17 июня 2013

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования