Навигация

Одно дело - рисовать. Другое дело - уметь рисовать. И третье - учить уметь рисовать

Мне хотелось назвать это интервью «Гармония и свет Татьяны Чеглаковой». Так я думала, рассматривая её картины, в ожидании школьной перемены между уроками в Анапской художественной школе. Выставочный зал. Светлые, нежные работы. Лёгкие. Придающие тебе лёгкость и окружающие тебя светом. И всё бы ничего с моим названием статьи, если бы не одно «но». Гармония - это сочетание изначально противоположных (конфликтных) элементов. Разговаривая с этой маленькой хрупкой женщиной, я ловила себя на мысли, что слово «гармония» (в понимании - как сочетание конфликтов) к ней не подходит. Вообще никак. Цельная личность. Творческий человек. Состоявшийся и абсолютно неконфликтный.

- Я уже пенсионерка. Но работаю. Желание есть. Опыт есть. Опыт с годами накапливается. Хочется передать всё дальше. Педагогический опыт. Одно дело – рисовать. Другое дело – уметь рисовать. И нужно научить уметь рисовать.

- Не всем дано учить уметь что-либо. Как получилось, что попали в художественную школу. Родители привели или у самой было желание?

- У меня очень хорошо папа рисовал. Несмотря на то что ему самому некогда было много учиться рисовать, он тем не менее рисовал очень хорошо. Кружок вёл. Работал преподавателем физики и математики. Он был самодеятельным художником. Меня поощрял. У мамы – от природы чувство композиции. По цвету она очень хорошо чувствовала сочетание. Было и в ней такое художественное начало.

- То есть генетика и без вариантов?

- Ну, были музыкальные способности. Но, видите, «художка» пересилила. Или там надо было раньше начинать. Когда я начинала рисовать, художественной школы в Анапе ещё не было. И я обрадовалась, когда открыли студию, художественную студию, там, где сейчас находится торговый центр «Алиса»… Когда года через два создали художественную школу, я по возрасту пошла во второй класс. Моторин Виктор Андреевич – это наш первый директор художественной школы Анапы. А я получается – первая выпускница Анапской художественной школы. После окончания школы (окончила 9 классов), поступила в художественное училище в Краснодаре. А после окончания училища пришла сюда. И работаю здесь с 19 лет.

- Сколько же у вас выпускников?

- Я так посчитала – было пять выпусков.

- Татьяна Викторовна, в какой технике вам более всего нравится рисовать?

- Техника? Более быстрая… Вообще мне нравится рисовать портреты, но так как помимо рисования есть просто жизнь, быт – как у всех, «родился, учился, женился, дети…» - то техника более быстрая. Графика и акварель. Гуашь. Пастель.

Мой взгляд падает на работу очень непохожую на все остальные. Розовые цветы.

- Татьяна Викторовна, а это?

- Это? Батик. Мы же не просто художники, мы же ещё и преподаём. И потому нам необходимо осваивать новые техники. Новое поколение мало растёт художниками, больше дизайнерами, а мы – реалисты. Но мы должны привить тем же дизайнерам художественный вкус, учить рисовать и идти в ногу со временем.

- А есть ли любимая техника?

- Графика… Любимое – это графика. А ещё пейзажи люблю рисовать

- А сюжеты для картин?

- Сюжеты – натуральные, реалистичные. Выехали на пленэр – это пейзаж. Натюрморт – это тоже живая картина, постановочная, но живая. У меня нет ничего из головы, фантазийного. Если что и изменяется в картине, то незначительно, какие-то детали.

- А гобелен?

- Ах, да… Это – творчество. Этот гобелен… Мне пришлось освоить его.

- Это сложно?

- Это очень сложно. Это надо ткать. И это настоящий тканый гобелен. Это нити, которые натягиваются на основу. Чтобы нити проходили определённым образом. Каждую ниточку ты должен по-особому переплести. Мы с детками разрабатывали эскизы, поэтому мне нужно было самой попробовать. Вообще учишь сам и сам учишься.

- Первое, что пришло в голову, когда я перешагнула порог выставочного зала, – это Нежность. Картины выполнены в светлых тонах. С картин льётся свет. Это подобрано так? Бывает, что пишутся мрачные картины?

- Мрачные? Мрачных картин не хочется… А вот посмотрите, - Чеглакова подводит меня к одному тёплому, умиротворяющему пейзажу. – Был очень пасмурный день. И вот здесь тоже… Наша анапская зима…

Я поняла. У неё, Татьяны Викторовны Чеглаковой, нет понятия «мрачный»... Просто пасмурно. Из тех людей, для которых даже печаль - светла.

- Нет плохих красок. Есть неграмотное сочетание этих красок. Нет грязных красок. От того, как ты их (краски) сложил, зависит, будет гармония в картине или нет.

- Татьяна Викторовна, вы счастливый человек?

- Я считаю, что да.

- Наша газета называется «Твой Успех». Скажите, а что для вас – Успех?

- Честно говоря, я об этом никогда не думала. Я его и не хотела никогда. У меня мама всегда говорила так: «Человеку очень легко пройти огонь и воду, а вот медные трубы мало кто проходит». Я не стремилась никогда быть успешнее кого-либо.

Школьная перемена подходила к концу, Татьяна Викторовна засобиралась на урок.

- Напоследок, - попросила я её. - Пожелание нашим читателям.

- Если ты что-то себе выбрал, какое-то хобби… То не разбрасываться туда-сюда, а вот стараться углубиться, углубиться в то, чем занялся. И постичь хотя бы начальные секреты мастерства и тогда будет приходить удовлетворение и будет что-то получаться.

Она ушла на урок, а я ещё довольно долго не могла заставить себя выйти из выставочного зала, освещённого теплом и нежностью её картин. И... думала о заголовке, что поделаешь - издержки работы. В принципе, можно было назвать это интервью так, как хотела, подразумевая «гармонию» - как одну из форм прекрасного, целостность, внутреннюю и внешнюю согласованность. «Одно дело - рисовать. Другое дело - уметь рисовать. И третье - учить уметь рисовать». В ней сочетаются все три умения. Вот такая она, неконфликтная гармония Татьяны Викторовны Чеглаковой.

И от себя лично приглашаю вас на выставку её работ. Выставка продлится до 30 октября.


Автор: Ульяна Денисова
Твой Успех №43 22 октября 2014

Вход


 Забыли?


Зарегистрироваться

Яндекс цитирования